1

Тема: Раздрай на судомоделях

Добрый день. Для управления двигателями в противоположном вращении валов нужен "раздрай" или работа двигателей в противоположном направлении. Этот способ важен для придания модели большей манёвренности. Давайте вместе разберёмся что же такое это за раздрай и как его применять на моделях.
Во первых раздрай это придание ходовым двигателям модели противоположного направления вращения.
Для реализации  раздрая на модели существуют несколько способов . Вот некоторые из них:
- Управление двигателями через рычаги на аппаратуре (двойной рычаг, пример Futaba F-14 Navy)
- Управление двигателями через V-tail микшер на передатчике (есть на большинстве современных цифровых аппаратурах радиоуправления)
- Использование специальных устройств, таких как серворприводы или rc переключатели, модули с релейным каскадом и т.д. для отключения двигателей при перекладки руля.

2

Re: Раздрай на судомоделях

При использовании двойных рычагов для управления двигателями по отдельности происходит раздельное управление каналами, например, третий канал (управление правым двигателем,"ход вперёд"или "реверс") четвёртый канал (управление левым двигателем, "ход вперёд"или "реверс"). Все остальные каналы работают по базовой схеме.
При использовании микширования управление реализовано следующим образом:
1. Если ручка хода в положении вперед или назад - оба мотора работают синхронно исполняя команду "ход в перед" или "реверс" положение ручки управления пером руля не важно.
2. Ручка хода в положении "стоп". При перекладки ручки руля вправо, включаются моторы: левый "вперед" правый "реверс". При перекладки ручки руля влево: правый мотор "вперед" левый "реверс".
При исполнении этих команд, повороты руля происходят как обычно, обороты моторов пропорциональны углу поворота руля (чем больше отклонение, тем выше обороты моторов). Данный алгоритм был реализован так, поскольку раздрай нужен только на малых ходах, при заходе в док.

3

Re: Раздрай на судомоделях

При использовании модулей -переключателей происходит следующее: В третий канал традиционно включены оба мотора (управление двумя двигателями "ход вперёд" или "реверс"). В первый канал параллельно сервоприводу через Y-кабель включен электронный модуль управления с двумя реле, например вот этот http://rcsubmarine.ru/k1_163.htm Ходовые двигатели подсоединены к регулятору хода через эти реле, каждый к своему. При подачи команды "вперёд"или "назад" и отклонении канала №1 влево срабатывает первое реле, при отклонении ручки вправо срабатывает второе реле, тем самым поочерёдно выключая один из двух двигателей.

4

Re: Раздрай на судомоделях

Для микширования каналов используют либо аппаратуру радиоуправления, поддерживающую, такую функцию, либо специальные модули - микшеры. Вот один из них.

http://forum.rcsubmarine.ru/uploads/images/2021/10/27/img_20211027_150948.jpg
Он имеет два серво входа для подключения к приёмнику, один включается в первый канал через Y кабель, другой в третий.

5

Re: Раздрай на судомоделях

http://forum.rcsubmarine.ru/uploads/images/2021/10/29/img_20211027_153812.jpg

6

Re: Раздрай на судомоделях

Также используют специальные судовые регуляторы хода с функцией раздрая https://vk.com/rcboatshop?w=product-110 … 51%2Fquery

http://forum.rcsubmarine.ru/uploads/images/2024/02/02/img_20240202_091838.jpg
В приёмник данный регулятор включается следующим образом: Основной канал №3 (типичный), дополнительный (жёлтый провод) включается в канал, например №7 в соответствующий канальному вводу на приёмнике.

http://forum.rcsubmarine.ru/uploads/images/2024/02/02/img_20240202_091632.jpg

http://forum.rcsubmarine.ru/uploads/images/2024/02/02/img_20240202_091646.jpg
На передатчике управление осуществляется  следующим образом:
Канал №3 вперёд - назад (типичное управление) двумя двигателями.
Канал №7 (из нейтрального положения) поворот крутилки влево - включение обоих двигателей влево, поворот крутилки вправо- включение обоих двигателей вправо т.е. раздрай.

http://forum.rcsubmarine.ru/uploads/images/2024/02/02/img_20240202_091732.jpg